Оториноларингология (ЛОР)

Отоларингология - наука достаточно сложная, поскольку она объединяет в себе четыре клинические дисциплины, а также клинико-физиологические аспекты вестибулологии, аудиологии, неврологии и фониатрии. А еще проще можно сказать, что врач оториноларинголог занимается проблемами: органа слуха и равновесия, носа и околоносовых пазух, глотки и гортани.

Представление о локальном поражении ЛОР органов давно потерпело крах. Достаточно вспомнить, что, например, хронический тонзиллит служит причиной более 50 заболеваний, и, наоборот, заболевания внутренних органов, кровеносной и нервной систем, позвоночника тотчас отражаются на функции верхних дыхательных путей и уха.

По последним данным среди всех заболеваний у детей  ЛОР заболевания занимают первое место, а у взрослых заболевания верхних дыхательных путей и уха - третье место.

Строение уха

Орган слуха и равновесия состоит из 3-х частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. За слух у человека отвечает слуховой анализатор(СА) (воспринимающей частью СА является ухо, проводящей частью СА – слуховой нерв, центральной частью СА – зона коры головного мозга). За равновесие отвечает вестибулярный анализатор (ВА), который регулирует положение тела в пространстве. Воспалительный процесс наружного и среднего называется – отит, внутреннего – лабиринтит.

Для предохранения органа слуха от вредных воздействий и проникновения инфекции следует соблюдать некоторые гигиенические меры. Избыток ушной серы, выделяемой железами в наружном слуховом проходе и защищающий ухо от проникновения микробов и пыли, может привести к образованию серной пробки и вызвать ослабление слуха. Поэтому необходимо постоянно следить за чистотой ушей, регулярно мыть уши теплой мыльной водой и чистить их раз в месяц. Если скопилось много серы, ни в коем случае нельзя удалять ее твердыми предметами (опасность повреждения барабанной перепонки); необходимо обратиться к врачу, чтобы он удалил пробки.

При инфекционных заболеваниях (ОРЗ, грипп, ангина, корь) микробы из носоглотки могут проникнуть через слуховую трубу в полость среднего уха и вызвать воспаление.

Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, при этом наступает тугоухость и даже глухота.

Строение носа

Нос состоит из двух основных частей: наружный нос и полость носа. Наружный нос образован костными фрагментами, хрящами, и мягкими тканями. Полость носа является началом дыхательной системы и делиться  перегородкой носа на две почти симметричные половины, в которых расположены  3 носовые раковины (верхняя, средняя, нижняя).   В полость носа посредством отверстий открываются придаточные (околоносовые) пазухи (синусы): верхнечелюстная (гайморова, максиллярная), решетчатая, лобная, основная (клиновидная). Воспалительный процесс в полости носа называется риносинусит, в полости пазух – синусит (гайморит, этмоидит, фронтит, сфеноидит).

Нос выполняет следующие физиологические функции:

дыхательную;

обонятельную;

защитную (очищение, согревание, увлажнение, чихание);

резонаторную (речевую).

При пересыхании слизистой, при ощущениях зуда и приступов чихания на возможный аллерген, нужно промыть полость носа физиологическим раствором. При появлении первых симптомов ОРВИ слизистую носа нужно смазать  противовирусной мазью. А если насморок не проходит после респираторных заболеваний – нужно обратиться к специалистам. Инородное тело носа, травма носа – только специализированная помощь.

Строение глотки

Глотка представляет собой начальную часть пищеварительной трубки, расположенной между полостью рта и пищеводом. В то же время глотка является частью дыхательной трубки, по которой воздух проходит из полости носа в гортань.

В полости глотки различают три отдела:

верхний - носовая часть, или носоглотка;

средний - ротовая часть или ротоглотки;

нижний - гортанная часть, или гортанноглотка.

В куполе носоглотки находиться глоточная миндалина (аденоидные вегетации), в ротоглотке расположены небные миндалины, в верхней части гортаноглотки у корня языка – язычная миндалина.

Глотка, являясь частью пищепроводного и дыхательного путей, участвует в следующих жизненно важных функциях: акт приема пищи (сосание и глотание), дыхательной, защитной, резонаторной и речевой.

Чистите зубы перед сном и утром, ополаскивайте ротовую полость после приема пищи обычной водой. Следите за своей диетой – не переедайте, не ешьте на ночь, избегайте продуктов, вызывающих у вас изжогу. Глотка обязательно будет страдать, если у вас есть изжога.

Строение гортани

Гортань – это начальный хрящевой отдел дыхательного горла, предназначенный для проведения воздуха, образования звуков (голосообразования) и защиты нижних дыхательных путей от попадания в них инородных частиц. Является самым узким местом во всей дыхательной трубке, что важно учитывать при некоторых заболеваниях у детей (при дифтерии, гриппе, кори и др.) из-за опасности ее полного стеноза и асфиксии (круп). У взрослых людей гортань располагается в переднем отделе шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. Вверху она подвешена к подъязычной кости, внизу переходит в дыхательное горло – трахею. Спереди от нее лежат мышцы шеи, сбоку – доли щитовидной железы и сосудисто-нервные пучки. Вместе с подъязычной костью гортань смещается вверх и вниз при глотании.

Любому человеку из опыта понятно, что ради голосового здоровья следует избегать крика. Необходимо также стараться не говорить слишком быстро и не в тональности своего голоса. Старайтесь реже «прочищать» горло, лучше выпейте воды.

Для нормального функционирования голосового аппарата важна хорошая гидратация организма, т.е. нужно всегда пить достаточное количество жидкости. А во время голосовых перегрузок – даже больше вашей обычной дневной нормы (если вам не противопоказан избыточный прием жидкости по каким-то медицинским причинам). Это позволит железам слизистой оболочки гортани вырабатывать слизь в том количестве, которое необходимо для нормальной работы голосовых складок. В то же время нужно избегать употребления алкоголя и напитков, содержащих кофеин, так как они могут подсушивать слизистую оболочку.

Не курите и старайтесь не находиться в помещении, где курят. Дым раздражает слизистую оболочку дыхательных путей.

Симптомы при которых необходимо обратиться к оториноларингологу

При заболеваниях уха симптомы могут быть разнообразными: снижение слуха, глухота, боль, выделения, зуд, шум, головокружение, шаткая походка.

При заболеваниях носа возникают: заложенность, выделения, сухость, кровотечение, головная боль, снижение обоняния, открытый рот, храп, приступы чихания.

При заболеваниях глотки появляются проблемы с глотанием, боль, кашель, неприятный запах из ротовой полости, ощущение дискомфорта (сухость, першение, чувство «инородного тела»).

При заболевании гортани у пациента может меняться голос, а то и вообще пропадает, кашель, возникают проблемы с дыханием, снижение аппетита.

При выше указанных симптомах, часть из которых появляется при ОРВИ и гриппе, желательно обратиться к оториноларингологу. Так как лучше упредить развитие заболевания, чем затем долго лечить его последствия и осложнения.

От  установки точного диагноза, зависит и правильно назначенное лечение. Для этого важно найти грамотного специалиста. Квалифицированный  оториноларинголог способен  детально и внимательно изучить ваши жалобы, анамнез заболевания, поставить диагноз и назначить лечение.

Мы придерживаемся правила: «Если после первого общения пациента и врача, больному не стало хоть на чуточку легче, врачу нужно менять профессию, а пациенту менять врача».

У нас работают  грамотные специалисты, которым можно доверить свое здоровье. Обращайтесь в нашу клинику, мы будем рады вам помочь и будьте здоровы.

Горишний Игорь Иванович

Oтоларинголог